Автомобильная кибербезопасность
На сегодня
Сегодня рост числа кибератак на транспортные средства обусловлен резким увеличением количества подключенных транспортных средств на дорогах.Объектами атак становятся: каршеринги, общественный транспорт, электромобили и другие подключённые «умные» автомобили.
Инструменты для хакеров становятся всё доступнее, это влечёт за собой и рост числа инцидентов.
2024 год ознаменовался увеличением количество детально продуманных атак массовых атак, которые создали проблемы для всей автомобильной экосистемы и органов власти, а также ростом числа информации об инструментах для кибератак на автомобили.

Подключённые транспортные средства (ТС) в последние годы были целью №1 для хакеров в индустрии умной мобильности. Сам факт подключения автомобиля к интернету за последнее десятилетие произвёл революцию в автотранспорте и транспортной экосистеме. Меняются не только возможности и технические параметры автомобиля, но и сами сценарии владения и использования транспортных средств.
Именно подключение автомобилей к интернету сделало возможным наступление новой эры – эры программно-определяемых транспортных средств (далее ПОТС). Возможность удалённого сбора информации о параметрах автомобиля и возможность вносить изменения в работу его компонентов – открывают новые перспективы для ОЕМ-производителей. Речь идёт как о новых бизнес моделях, так и о новых технологиях.
Без подключения к интернету не было бы возможным реализовать функционал удалённого обновления прошивок (OTA (от англ. Over-the-air) процессы). Также, значительно усложнилась бы реализация функционала беспилотного вождения и создание высокоавтоматизированных транспортных средств (далее ВАТС) было бы вряд ли возможно. Новые технологии, как ПОТС, так и ВАТС основаны прежде всего на работе с данными.
Всё чаще в подключенных автомобилях производители используют технологию обновления OTA для устранения проблем с качеством и удобством использования, настройки основных функциональных возможностей и устранения уязвимостей кибербезопасности быстро и экономично, сокращая гарантийные расходы и количество отзывов.
Но подключение также создает проблемы и растущие риски кибербезопасности для автопроизводителей и их поставщиков. Кибератаки становятся все более изощренными, частыми и серьезными. За последние несколько лет изменился ландшафт угроз, появились новые методы атак, отрасль стала остро осознавать, что любая точка подключения может быть атакована.
Прошедшие 10 лет можно назвать первым десятилетием автомобильной кибербезопасности. Оно ознаменовалось ростом числа киберинцидентов и атак на автопроизводителей и экосистему в целом, постоянным внедрением новых векторов и методов атак, несмотря на то, что автопроизводители продолжают инвестировать в улучшение средств защиты от киберугроз.

Согласно публичной статистике количество только известных инцидентов в сфере автомобильной кибербезопасности увеличилось более чем на 50%, достигнув 295 зарегистрированных инцидентов в 2023 году.
При этом интересы злоумышленников распространяются на всю экосистему интеллектуальной мобильности. Целью кибератак становится как автопромышленность, так и вендоры и операторы решений в сфере мобильности как услуги (MaaS). Также, хакерам становятся всё интереснее сегменты, связанные с зарядной инфраструктурой, управлением автопарками и приложения для каршерингов (кикшерингов). Цифровые продукты, лежащие в основе такого бизнеса, сталкиваются не только с атаками программ-вымогателей, но и с атаками, направленными против инфраструктуры и общественной безопасности.
Поскольку автопроизводители в значительной степени зависят от поставщиков комплектующих, риск кибератак возрастает. Хакер может воспользоваться уязвимостью в продукции от поставщика компонентов уровня Tier-1 или Tier- 2, чтобы получить прямой доступ к самому автомобилю.

Эти процессы активно развиваются как в России, так и зарубежом. В России 2023 год в целом был позитивен для развития ВАТС. Весной 2023 г. между Москвой и Питером по трассе М-11 началась эксплуатация беспилотных грузовиков. Роботакси начали возить пассажиров по Иннополису без тестировщиков в салоне, а дроны доставщики становятся привычной частью урбанистической картины в Москве и других крупных городах.
С технической точки зрения ВАТС, содержащие новые типы датчиков, комплексные программные и аппаратные модули, сервисы и типы связи, обладают большим числом потенциальных уязвимостей, повышая вероятность будущих кибератак. Разработчик и производитель таких типов транспортных средств должен уделять большое внимание как функциональной безопасности (Functional Safety), так и кибербезопасности (Cyber Security). Радарные сенсоры, лидары, камеры и основной компьютер (ADCU) должны быть защищены от потенциального вмешательства и подмены данных. Разработка должна вестись с учётом потенциальных угроз и опасностей с этапа концепта.
К сожалению, не все разработчики и производители оборудования уделяют достаточное внимание этим вопросам, не рассматривая в серьёз требования в автомобильной индустрии и опираясь на свой успешный опыт классической IT разработки. Приводить это может к самым негативным последствиям.

Резюмируя, следует констатировать, что развитие угроз в автомобильной кибербезопасности идёт наиболее очевидным, но наименее благоприятным для отрасли путём. На смену сложным и дорогим локальным атакам, приходят простые в использовании инструменты для кибератак, несущие угрозы огромному числу автомобилей.
Готовы ли мы к кибератакам 2.0.?
Новости
Финал соревнований среди хакеров — VIII Кубок CTF России
24 декабря 2024 года в Москве завершился финал VIII Кубка CTF России — крупнейшего молодежного турнира по кибербезопасности, собравшего более 500 команд из 12 стран.
Прошла ежегодная аналитическая конференция КОД ИБ ИТОГИ 2024: Защита инфраструктуры в условиях новых вызовов
В этом году в рамках ежегодной аналитической конференции КОД ИБ ИТОГИ 2024, посвященной защите инфраструктуры, эксперты обсудили ключевые тренды и вызовы, стоящие перед отечественными компаниями в области информационной безопасности.
На Международном автомобильном научном форуме (МАНФ-2024) обсудили перспективы развития интеллектуального транспорта и кибербезопасности
20-й Международный автомобильный научный форум (МАНФ), традиционно собирающий ведущих экспертов автомобильной промышленности, состоялся в этом году с особым акцентом на инновационные технологии и безопасность интеллектуальных транспортных систем.
Победа ООО ТБТ в конкурсе среди проектов кибербезопасности
Команда ООО Технологии Безопасности Транспорта стала победителем конкурса «Биржа IT и ИБ стартапов»
Наша команда стала финалистом конкурса «Биржи ИБ- и IT-стартапов»
В пятницу 13-го в редакции газеты «Деловой Петербург» прошел полуфинал «Биржи ИБ- и IT-стартапов».
Генеральный директор ТБТ Владимир Педанов принял участие в экспертной панели Автонет
Генеральный директор ТБТ Владимир Педанов принял участие в экспертной панели Автонет
Специалисты компании Технологии Безопасности Транспорта выступили на Летней школе CTF
Специалисты компании Технологии Безопасности Транспорта выступили на Летней школе CTF
Летняя школа CTF — ТБТ помогает молодым хакерам
Летняя школа CTF — ТБТ помогает молодым хакерам
5 июня на площадке испытательного полигона НАМИ прошла 119-я международная конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ)
5-го июня на площадке испытательного полигона НАМИ прошла 119-я международная конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ)
Руководитель ТБТ принял участие в конференции участников рынка «Автонет» по вопросам мероприятий технологического суверенитета
Руководитель ТБТ принял участие в конференции участников рынка «Автонет» по вопросам мероприятий технологического суверенитета
ОПРОС
ОТВЕТЫ НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В НАШЕМ ГОДОВОМ ОТЧЁТЕ
«АВТОМОБИЛЬНАЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ 2022»
По результатам прохождения опроса мы направим вам наш годовой отчёт:
«АВТОМОБИЛЬНАЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ 2022»