Правовое регулирование безопасности
Регулирование
Существующее международное регулирование в сфере автомобильной кибербезопасности
Появившиеся в 2021 году Правила ЕЭК ООН 155 и стандарт ISO 21434 создали новую парадигму для автопроизводителей и поставщиков комплектующих. Ещё до их появления ряд автопроизводителей озаботился вопросами кибербезопасности транспорта и начал разрабатывать и внедрять так называемые best practice, касающиеся разработки, выпуска и пост продажного обеспечения безопасности автомобиля.
Требования и рекомендации именно к этим этапам и описываются в нормативных документах. Если стандарт ИСО описывает то, как должна выглядеть процедура обеспечения безопасности довольно детально, то Правила ЕЭК ООН 155 ограничиваются лишь общими формулировками и ссылками на стандарт. Таким образом эти документы дополняют друг друга. При этом, рекомендательный характер текста Стандарта компенсируется обязательностью выполнения требований Правил.
В Правилах ЕЭК ООН 155 описаны необходимые условия для получения и сам порядок получения следующих документов:
сертификат об одобрении типа транспортного средства – Vehicle Type Approval (для каждой модели автомобиля на весь срок жизненного цикла модели автомобиля)
сертификат, подтверждающий внедрение системы управления кибербезопасностью (CSMS Certificate – выдаётся производителю на 3 года)
Без получения этих сертификатов возможность продажи автомобилей в странах, присоединившихся к Всемирному форуму для согласования правил в области транспортных средств (WP.29), будет ограничена.

UN Regulations
WP29, ECE155, ECE156 — Правила ООН о единообразных положениях, касающихся официального утверждения транспортных средств в отношении кибербезопасности и их систем управления кибербезопасностью.
Требования предписывают получение сертификата соответствия для компании и Vehicle Type Approval для каждой модели автомобиля.
Без этих сертификатов с 2024 года продавать ТС в ряде стран будет невозможно.

ISO 21434
ISO/SAE 21434 «Дорожные транспортные средства – Инженерия кибербезопасности», предписывает комплекс мер автопроизводителям. Наша команда участвовала в разработке стандарта в качестве члена Комитета ISO/TC22/SC32/WG11.
Стандарт во многом является основой для UN ECE 155. Без внедрения процессов предписываемых стандартов невозможно получить сертификаты соответствия.
Внедрение требований стандарта обязательно для сертификации.
Так как наша команда, участвует в разработке международных стандартов в рамках комитета ISO/TC 22/SC 32 и является полноправным его членом, то мы также владеем информацией о ряде дополнительных стандартов, работа над которыми началась в 2022 г. и публикация которых запланирована на 2023-2027 годы, включая такие документы как: ISO/IEC AWI 5888, ISO/SAE PAS 8475, ISO/SAE PWI 8477.
Отметим, что стандарт ISO 21434 не единственный международный стандарт, который регламентирует вопросы автомобильной кибербезопасности. На площадке ISO мы участвуем в разработке сразу нескольких стандартов, которые детализируют его требования и затрагивают непокрытые вопросы.
Стандарты перечислены в таблице ниже:
Мы готовы стать вашим надёжным партнёром в вопросе реализации требований стандартов и правил.
Нормативные акты носят обязательный характер
Регуляторы уже знают о преимуществах системы обнаружения вторжений, которые составляют основу автомобильной кибербезопасности.
Ведущие автопроизводители уже внедряют требования стандарта и регламента с 2021 года
Ключевые требования
обеспечить управление кибер-рисками (Cybersecurity-risk management)
внедрение SDLC и безопасной разработки (secure-by-design)
мониторинг инцидентов и уязвимостей, а также реагирование на них
внедрение безопасных процессов обновления (OTA)
Как соответствовать требованиям стандартов и правил?
Категории ТС в соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств»:
Мы готовы стать вашим надёжным партнёром в вопросе реализации требований стандартов и правил.
Регулирование на национальном уровне
КИТАЙ
ИНДИЯ
США
ЕВРОПА
ЯПОНИЯ
РОССИЯ

Cтандарты нашей работы
В целом, если говорить о том, что мы предлагаем рынку в связи с регуляторными требованиями, уместно привести следующую таблицу, соотносящую пункты требований стандартов и Правил ЕЭК ООН 155 и наши продукты и услуги.
Требования правил ЕЭК ООН
Внедрение процессов управления кибербезопасностью в рамках разработки автомобилей:
В пункте 7.2.2.1. Правил ЕЭК ООН 155 указывается требование к автопроизводителям внедрить процесс безопасной разработки на Этап разработки, этапе производства и этапе постпродакшна. В целом, автопроизводитель может брать образцы построения этих процессов из рекомендаций стандарта ИСО 21434:2021.
Внедрение процессов управления ИБ и кибер-рисками компании в целом:
Пункт 7.2.2.2. раздел А указывает на необходимость автопроизводителя проводить риск-менеджмент, подготовив необходимую документацию (например провести Threat Analysis and Risk Assessment в соответствии с требованиями ИСО 21434:2021).
Внедрение мониторинга инцидентов и уязвимостей, а также реагирование на них
Пункт 7.2.2.4 указывает на необходимость проведения постоянного мониторинга инцидентов и уязвимостей транспортных средств и ИТ экосистемы в целом. Именно для реализации этого требования Правил ООН, нами был разработан AutoVisor-SIEM (гиперссылка на страницу на сайте).
Внедрение процессов управления кибербезопасностью в рамках разработки автомобилей:
В пункте 7.2.2.1. Правил ЕЭК ООН 155 указывается требование к автопроизводителям внедрить процесс безопасной разработки на Этап разработки, этапе производства и этапе постпродакшна. В целом, автопроизводитель может брать образцы построения этих процессов из рекомендаций стандарта ИСО 21434:2021.
Внедрение процессов управления ИБ и кибер-рисками компании в целом:
Пункт 7.2.2.2. раздел А указывает на необходимость автопроизводителя проводить риск-менеджмент, подготовив необходимую документацию (например провести Threat Analysis and Risk Assessment в соответствии с требованиями ИСО 21434:2021).
Внедрение мониторинга инцидентов и уязвимостей, а также реагирование на них
Пункт 7.2.2.4 указывает на необходимость проведения постоянного мониторинга инцидентов и уязвимостей транспортных средств и ИТ экосистемы в целом. Именно для реализации этого требования Правил ООН, нами был разработан AutoVisor-SIEM (гиперссылка на страницу на сайте).
Внедрить процесс детекции кибератак
В пункте 7.3.7. указывается на необходимость автопроизводителя реализовать комплекс мер, направленных на обнаружение и предотвращение информационных атак на транспортные средства, проводить мониторинг событий безопасности и проводить расследования по результатам инцидентов. Для реализации требований Правил ЕЭК ООН 155 в этой части, нами был разработан AutoVisor-IDS (гиперссылка) – Система обнаружения кибератак, которая может передавать данные для анализа в AutoVisor-SIEM (гиперссылка)
Внедрение безопасных процессов обновления
Отдельное внимание уделено вопросам организации процесса безопасного обновления. Так, Таблица B2 в приложении к Правилам ЕЭК ООН полностью посвящена описанию Мер по устранению угроз, связанных с «Процессом обновления» (OTA). Более подробная информация по мерам кибербезопасности, которые необходимо предпринять при построении процесса обновления программного обеспечения описаны в пункте 9.3. Правил ЕЭК ООН 156.
Выполнение требований Правил подтверждаются двумя документами:
Сертификат CSMS – Cyber Security Management System (сертификат, подтверждающий наличие системы управления кибербезопасности у ОЕМ). Сертификат выдаётся на OEM в целом и действует в течение 3-х лет.
Сертификат VTA – Vehicle Type Approval (сертификат, подтверждающий то, что автомобиль разработан с учётом требований кибербезопасности (SDLC). Сертификат выдаётся на весь срок «жизни» каждой отдельной модели.